diana_spb (diana_spb) wrote in ru_goroda,
diana_spb
diana_spb
ru_goroda

Дворец Шереметевых в Санкт-Петербурге


+28 Об усадьбе я уже рассказала, а теперь – о её сердец, барочном дворце (хотя, нам сказали, хозяева называли его просто домом). Красавец, кто бы сомневался! Вызывает недоумение повисший над дверью балкон, но раньше он поддерживался тонкими чугунными колоннами.
Напомню авторов проекта: архитекторов Саввы Ивановича Чевакинского и крепостного Фёдора Семёновича Аргунова. Лепнина, как нам сказали, сделана по рисункам Иеронима Доминиковича Корсини.


Вход в Музей музыки , где можно посмотреть интерьеры (в основном как автора называли Корсини), не с главного входа, а справа.


Поднявшись на второй этаж, экскурсанты попадают в южный флигель, где расположена церковь, пока не действующая. Неясно, будет ли она заново освящена, иконостас в 1938 году разобран и сдан в Госфонд, дальнейшая судьба неизвестна. В храме экспонируется единственная фотография.


Галерейный флигель построен по проекту Кваренги для выступлений Прасковьи Жемчуговой прежде всего. Зал хорошо сохранился, восстановили только люстры и роспись плафона. На стене – копия одного из портретов фельдмаршала Шереметева, здесь в основном копии. Мне понравился рояль в углу.



Античная гостиная с арфой. Граф Николай Петрович изображён на фоне Страноприимного дома, заложенного во искупление сожительства с Прасковьей (часто пишут – в память о жене). Сейчас в этом московском здании – институт Склифосовского. Здесь же – генеалогическое древо Шереметевых, ведущих род от Андрея Ивановича (или Михайловича в некоторых местах книги) Кобылы. Поскольку он записан только в XYII веке, разумеется, есть и легенды о его знатном происхождении из Пруссии. От Кобылы произошли шестнадцать родов, Романовы тоже в родственниках (и, разумеется, представлены на этом древе, других запросто пропускали).
N.B. В заметке о генеалогическом древе написано, что в целом реформа 1861 года была выгодна крупным землевладельцам. Я узнала, что есть книга Станюкович В. «Бюджет Шереметевых (1798 - 1910)». Заказала её в сети, надеюсь вычитать там что-нибудь интересное о том, на какие шиши строился весь этот праздник.


Есть, разумеется, копии портретов Прасковьи Жемчуговой, ставшей, наверное, самой знаменитой представительницей рода (хотя и не принадлежала ему по крови). В Википедии граф Николай Петрович значится в первую очередь её мужем. Рядом с портретом Прасковьи – портрет её лучшей подруги, балерины Татьяны Гранатовой-Шлыковой, воспитывавший графского отпрыска. В отличие от Прасковьи, прожила очень долго, даже до отмены крепостного права дожила, хотя сама вольную получила в 1803 году.


Мне понравилась эффектная лепная гостиная, но, к сожалению, общий вид получился не в фокусе.


До 1929 года в особняке был музей быта, потом – институт Арктики и Антарктики, к интерьерам относившийся бережно. После возобновления музейной деятельности сюда стали передавать частные коллекции. Одна из них попала на экспозицию вместе с портретом завещавшей хозяйки. И, раз музей музыки, в нём – прекрасная коллекция музыкальных инструментов. Думаю, она достойна отдельного изучения, но я сфотографировала её только для общего впечатления о дворце.



После освобождения Греции от турок европейцы дорвались до подлинного греческого искусства, а не римских копий. В моду вошли росписи – подражание краснофигурным греческим вазам. В особняке отдали дань этой моде, создав Этрусскую гостиную. Честно говоря, я не уловила логики – Этрурия всегда была в Италии, возможно, в то же время пробудился интерес к раскопкам – врать не буду, не знаю.


За Этрусской гостиной пара заурядных, хотя и разукрашенных, залов – Зелёная и Малиновая комнаты.


В оружейном зале сейчас оружия нет, выставка из фондов музея.


Парадная лестница была некогда украшена коллекцией конской амуниции, хранящейся сейчас в Эрмитаже. Люстра подлинная. Решётка – по рисунку, Кваренги, лепка - Кассини. Выглянув из окна, можно увидеть кусочек балкона.


Музей музыки встречает скрипичным ключом, а на первом этаже – зал колоколов.


Экскурсоводу спасибо! Хотя сожаления о том, что бедных графов ограбили в революцию, я не могу принять близко к сердцу.
Subscribe

  • Высокая (Воскресенская) башня, Псков

    В Пскове отреставрировали Высокую (Воскресенскую) башню 1500 года постройки. От Крома её отделяет Пскова. Есть предложение перекинуть к ней мост от…

  • По соседству

    Рядом с нашим ЖК сохранился малоэтажный микрорайон, застраивавшийся с 30-х по 90-е для работников снесённого кирпичного завода и железной дороги…

  • На метеоре в Петродворец

    В середине августа, между двух неморских волн, съездили мы в Петродворец. Сто лет там не была, а каталась ли туда раньше на метеоре – даже не помню.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments