michelleka (michelleka) wrote in ru_goroda,
michelleka
michelleka
ru_goroda

Электропередача об утках и 20 минут трамвайного удовольствия в Ногинске

   Итак, в выходные отдохнули от путешествия, а в понедельник – в самую середину самой середины марта, т.е. ближе к полудню 15 числа, нежданно-негаданно выбрались кататься на кияке – я бы назвала этот выезд большим уточняющим путешествием по району, так или иначе примыкающему к Ногинску. Памятуя про возможные пробки на Щёлковском шоссе, едем через Фрязино. Нового вроде бы ничего не видим, зато видим автобус Фряново-Москва, и становится жутко любопытно, а где же это Фряново, а как же оно выглядит, ежели туда даже автобус специальный ходит. Так возникает в нашем маршруте первый пункт программы – посещение Фряново.

   Проезжаем Фрязино насквозь и едем прямо дальше и дальше по Фряновскому шоссе, пересекаем Малое Московское кольцо, дорога свободная и потому буквально минут через 15 видим большой и красивый указатель «Фряново» с модными зеркальными буквами и гербом города в уголке.

74.34 КБ

   Фряново, собственно, даже не город, это рабочий посёлок в Щёлковском районе на некой реке Ширенке, притоке Шерны, которая в свою очередь является притоком Клязьмы ну и так далее вплоть до вод Мирового океана. Селение получило известность после основания в 1736 году армянином Игнатием Шериманом Фряновской шелкопрядильной фабрики. Фабрика существовала до начала XXI века, являясь градообразующим предприятием посёлка.

   От въездного столба дальше едем за автобусом, что очень хорошо, так как со спокойной совестью можем ехать медленно, вертим головами. Всё ждём, "когда начнётся город", но как оказалось он и не начинается вовсе. Основная часть домов – частный сектор, лишь на повороте на Беседы есть небольшое скопление 5-тиэтажек. Автобус останавливается на центральной, по всей видимости, площади с памятником ВОВ и дальше едет делать разворот.

86.44 КБ

   Порошит снежок, из машины выходить совсем не хочется, да и некуда. Говорят, где-то неподалёку находится вроде бы памятник усадебной архитектуры, имение Лазаревых, бывших владельцев фабрики, которые с шиком жили здесь с 1869 по 1917 годы, но никаких внешних указателей на то, где это может, быть нет.

   Поэтому мы приступаемк воплощению следующего пункта нашей программы, дадим ему кодовое название - Электрогорск. «Прощай, Фряново!»

94.13 КБ

   Сначала надеемся проехать на Большое кольцо по какой-нибудь маленькой дорожке в сторону Новопареево. Ан нет, Фряновское шоссе ни во что не перерождается и не перетекает, дорога напрямки сужается очень резко и столь же стремительно принимает вид обледенелой колеи. Наученная горьким опытом всяческих зимних застреваний моей, увы, невездеходной кияки, решаю останавливаться сразу, пока не стало поздно. Вижу мчащую навстречу нам из прекрасного бездорожного далёка «четверку», машу ручкой и терзаю выглядывающего в окошко дядьку. Встречные автолюбители подтверждают – сквозной дороги до Кольца нет, нужно разворачиваться, снова мчать мимо центральной площади с солдатом, поворачивать на Беседы и Ботово, и ехать «о страх и ужас» - в сторону Киржача, ну а там до Электрогорска рукой подать. Так и едем за «четвёркой», по узким дорожкам среди лесов через Владимирскую область в область Московскую вновь. Потом плетёмся уже за кидающейся нам в лобовое стекло грязью газелькой, с надеждою и трепетом прикидывая, свернёт ли она в Киржач или это наш попутчик до самого Электрогорска. Из-за ёлок выплывает придорожный магазин с надписью Cash&carry, весьма и весьма неожиданно встретить такую коммерческую организацию тут на глухой дороге рядом с речкой Мележею.

   Проезжаем деревушку с чудовищным названием Песьяне. Вроде бы и понятно, что какой-то общий корень нужно искать со словом «песчаный», но почему-то всё равно мерещатся какие-то жители с пёсьими головами и т.п. В деревне 322 жителя, проживающих на 7 улицах. Интернет-источники утверждают, что деревня сия «очень хорошая, с довольно развитой инфроструктурой. Есть котельная, 2 магазина, детсад и начальная школа, клуб. Раньше была общественная баня. Колхоз вроде работает, но с каждым годом дела обстоят всё хуже. Надеюсь найдутся люди, которые наладят положение». Вот такой вот крик души одного из песьянинцев.
Наконец, видим указатель «Электрогорск» со стрелочкой, указующей направо, расчехляем фотокамеру и готовимся к встрече к городу. Собственно и весь город мы проезжаем с этим ощущением ожидания начала чего-нибудь, но чего-либо особенного нигде не наблюдается. Городок маленький, насквозь по главной улице прорезали его буквально за пять минут.

    До 1946 года это местечко вообще называлось посёлок Электропередача - очень индустриально, но совсем неблагозвучно, а возник он в 1912—1914 как посёлок при строившейся первой в стране торфяной электростанции.

    В прошлые времена здешние места считались непроходимыми из-за бесчисленных болот и густых лесов. И только в начале двадцатого века московские предприниматели начали осваивать торфяные болота Богородского уезда. Идея строительства электрической станции, работающей на торфе, принадлежала выдающемуся инженеру-новатору Роберту Эдуардовичу Классону. Под его руководством на озере Госьбужье начала строиться электростанция, названная в последствие в его честь - ГРЭС им. Р. Э. Классона.

    Проезжаем мимо большого числа самых разнообразых заборов. Заводов и других промышленных предприятий, видимо, много. Имеется здесь «Электрогорский опытно-экспериментальный завод» по производству нестандартного авторемонтного обрудования, асфальтобетонный завод, даже НИИ по безопасности АЭС где-то спряталось.

    А вот наличие мебельной фабрики, существующей еще с советских времен, не заметить невозможно. Эту табличку мы сначала приняли за приветствие при въезде для всех электрогорцев и гостей города, так сказать, а на самом деле это только желающих мебелью разжиться приветствуют.

74.40 КБ

    Вон и магазин в сторонке примостился – Электрогорский, мебельный.

75.33 КБ

    Электрогорск - местечко с железнодорожной точки зрения тупиковое. Примерно раз в полтора часа сюда ходят электрички, сворачивающие на коротенькое ответвление от Павловского Посада. Раньше здесь еще существовала узкоколейка, предназначенная для перевозки торфа и торфопродукции, но в постсоветские годы её разобрали. На автобусе сюда можно приехать из Ногинска и Павловского же Посада.

   
А вот Филиал Дома культуры заставляет поразмыслить – развернутая ли это сеть Электрогорских Домов Культуры с особыми узкоспециализированными филиалами в столь маленьком городке или это, к примеру, Павловопосадского ДК филиал?!

87.77 КБ

    Единственной «достопримечательностью», заставившей нас вылезти из машины, был большой пруд с уточками. На фоне однообразия дорожных и придорожных видов, он показался особенно широким и прекрасным, и мы, припарковав нашего слегка подзагрязнившегося железного коня возле местного магазина «Культтовары» (тянет нас так и этак к культуре), отправились фотографировать электрогорскую фауну.

78.41 КБ

63.64 КБ

70.83 КБ

    На этом наше знакомство с сим городом закончилось и, махнув «адью» Электрогорску, мы отправились навстречу новым приключениям.

87.90 КБ

    Планы намечались еще грандиозные, почти наполеоновские, – заехать в Покров, тоже пока не охваченный никакими маршрутами, потом двинуться в сторону первично запланированного Ногинска и завершить день трамваекатанием.

    Однако, подъехав к Горьковскому шоссе, мы обнаружили то ли выключенный, то ли сломанный светофор, а повернуть налево через все полосы скоростного шоссе что-то стало как-то страшновато, да и сомнение взяло - можно ли эдакие маневры совершать?! К тому же небо на горизонте подозрительно почернело, превратилось в тяжёлые свинцовые тучи. Учитывая оба обстоятельства, мы развернули кияку направо и поехали сразу к Ногинску. По дороге началась настоящая метель – запуршило и завьюжило, а возле въезда в город образовалась пробка на переезде и это при том, что электрички в Ногинск и Захарово ездят примерно раз час. Зато за время стояния выглянуло солнышко и осветило нам памятник революционеру-герою Климову, расположенный при въезде в город.

99.63 КБ

    У самого пересечения с рельсами, где снова замираем, любуемся очередными перлами советского называния улиц.

150.24 КБ

    Не менее любопытны и другие местные улицы – улица 9 января и 28 июня. Неногинчанин не сможет углядеть в этих словосочетаниях ничего кроме дат, причём ничем не примечательных в нынешнем календаре. Однако, как выяснилось, улиц 9 января вообще раскидано довольно много по разным городам России, даже в Питере таковая имеется. А название это восходит к событиям 1905 года, если быть точнее, к так называемому "Кровавому воскресенью", когда на улицах Петербурга расстреляли мирную демонстрацию безоружных рабочих. С 28 июня всё еще сложнее, ибо улица сия названа в честь разгона местного ногинского митинга жандармами.

    Итак, бросаем кияку на уже облюбованном нами в прошлый раз месте. И этот дом, как выясняется не просто дом, а героический – здесь, согласно табличке год-другой жил герой России.

64.48 КБ

    Раз уж мы вооружены фотографическим аппаратом, топаем и запечатлеваем памятник Военкомату, в первое посещение Ногинска мы его уже успели разглядеть. Эта звезда, неприметно спрятавшаяся у стен жилого дома, установлена на том месте, где в годы Великой Отечественной войны записывались на фронт ногинские добровольцы.

210.44 КБ

    Ну а теперь, мимо памятника Виктору Павловичу Ногину направляемся прямиком к трамвайной остановке.

282.30 КБ

    Кто же такой был этот самый Ногин, давший название целому подмосковному городу, а немногим ранее и станции столичного метрополитена? (До 1990 года - Китай-город назывался Площадью Ногина и, между прочим, памятный бюстик революционера сохранился там до сих пор).

    Партийный деятель, ставший впоследствие известным под псевдонимом Макар, родился в семье богородского приказчика и начал свою трудовую, а чуть позже и агитационную, деятельность на Глуховской мануфактуре. Ну а потом - чуть-чуть поагитировал там, чуть-чуть побаламутил рабочих сям, стал членом компартии, в начале 20-го века эмигрировал в Лондон, а в Мюнхене умудрился повстречаться даже с самим вождём. Побывал везде и всюду – в Москве и в Николаеве, в Ростове-на-Дону и Саратове, 7 раз ссылался в Восточную Сибирь и на Север и 6 раз бежал оттуда. В 1918 году стал заместителем наркома труда, а потом за мягкость к меньшевикам перекочевал на менее значительные, но громкие должности - председатель Всероссийского союза работников кооперации или правления Всероссийского текстильного синдиката. Похоронен, как положено, на Красной площади. Но вот на Ногинской привокзальной площади его бюст щеголяет весьма потёртыми буквами и интересен скорее туристам и любопытствующим, чем жителям города, ну в общем-то это типичная участь практически всех памятников.

66.52 КБ

    Переходим дорогу, пробегаем мимо здания вокзала и начинаем активно выглядывать трамвай. Однажды мы на нем уже ездили, но сумели одолеть только часть пути, расположенную преимущественно в Старом Ногинске. Ногинский трамвай вообще упоителен своей медлительностью и некоторой грацией, свойственной некоторым вымирающим видам транспорта. В настоящее время это скорее визитная карточка Ногинска. Основная часть граждан пользуется активно снующими газельками, а удел трамвая возить старушек и любопытных зевак, вроде нас. Маршрут у трамвая только один, описывающий своеобразный круг по городу. Рельсовая система представляет собой однопутку с волшебными разъездами. Ну а дальнейшие подробности будут по ходу рассказа.

    Первоначальный наш план включал поездку на трамвае только в неезженом нами направлении, но через 20 минут мы готовы ехать куда угодно. Однако рельсы пусты и околоостановочное пространство тихо, мало того, что тихо, через некоторое время оно становится белым-бело от густого, совсем невесеннего снега, липкого, противного, холодного и вьюжистого.

    И, наконец, приходит Он – трамвай, едущий в сторону Доможирово. Ждать состав в другую сторону уже как-то совсем холодно, поэтому не капризничаем и прыгаем в подошедший. В вагоне романтично попахивает горелыми частями то ли корпуса, то ли скрытых механизмов трамвая. На наш вопрос: "За сколько трамвай проезжает весь маршрут?" кондукторша, тётечка с весьма странным выражением глаз и повадками, затрудняется ответить, начинает выдвигать различные условия: если не сломаемся, если всё будет нормально и т.д. и т.п. и, впрочем, опять сбивается и не даёт ответа. Настороженные, едем уже однажды пройденным маршрутом: проезжаем площадь Бугрова с памятником Ленина, где на разъезде встречаем трэм в сторону улицы Текстилей. Вагоновожатый там, что поразительно юноша, да не просто юноша-додик, а юноша с претензией быть мачо, с лёгкой небритостью на сосредоточенных щеках, с залихватской причёской – его мы встретим, катаясь далее на трамвае по Ногинску, еще не один раз. Тут проходит слушок, именно слушок, ибо не каждому пассажиру и не громко объявляется сия информация, что состав де до Доможирова, может быть, и не пойдёт, а поедет только до Истомкина. Но вроде бы обратно вернуть нас на вокзал обещаются, поэтому мы едем без паники и суеты на уже однажды облюбованных задних сиденьях.

72.30 КБ

    Доезжаем до Истомкино, и тут случается небольшой сюрприз – вагоновожатая и кондуктор собираются и выходят из трамвая, объясняя, что дальше этот состав не пойдёт, но из Доможирово скоро придёт другой и нас заберёт, при этом нам предлагали посидеть пока в этом вагончике или даже пойти с ними. Не будучи осведомлёнными о специфике местного трамваехождения мы как добропорядочные пассажиры выходим и начинаем выглядывать встречный трэм. Наконец, когда мысли о влезании обратно в старый начинают нас посещать, приходит трамвай, на котором написано строгое слово «обкатка», оттуда тоже выходят два члена экипажа и, оставив двери открытыми, устремляются к брошенному составу и благополучно уруливают в Доможирово. Мы остаёмся одни в пустом трамвае без вагоновожатого, и это просто замечательнейшие 20 минут нашего путешествия на ногинском трэме. Весь он в нашей власти. Можно бегать и садиться на все сиденья одновременно, можно заглянуть в кабинку и рассмотреть все кнопки на приборной панели. Правда, в отличие от московского трамвая, на них нет ни одного внятного обозначения. Но ведь московские их собратья и не оставляют столь гостеприимно открытых дверей.

65.20 КБ

    А потом мы понимаем, что здесь и сейчас – 15 марта 2010 года в Истомкино – у нас есть единственный шанс почувствовать себя водителями трамвая. И мы почувствовали:

65.89 КБ

    И еще раз почувствовали.

80.52 КБ

    И даже вот так вот почувствовали:

196.01 КБ

    А потом тётечки вернулись, и мы продолжили наше путешествие. Обратно до вокзала по уже знакомому маршруту, затем проезжаем местный кинотеатр «Рассвет», Нарсуд с очередным разъездом, но в этот раз разъезд пуст, на линии, очевидно, только 2 состава – мы и «мачо».

    Поворачиваем на улицу вроде бы какого-то Климова, не обратили бы внимания на это название, если бы не этот домик с трогательной памятной табличкой.

56.47 КБ

В этом доме прожил короткую, но яркую жизнь революционер Анатолий Климов. 1892 - 1913

    И сразу стало интересно, кто же такой этот загадочный Климов и в чём заключался его возможный подвиг. Оказалось, что Толик Климов – простой ногинский парнишка, который в предреволюционные годы занимался агитаторской деятельностью, раздавал листовки, ходил на маёвки, потом угодил в тюрьму, там заболел и спустя какое-то время умер в возрасте 20 лет. В общем-то, ничего примечательного, ничего особо яркого, но ногинчане чтят любых своих героев.

    Чуть далее на этой же улице - школа №21 с расположенным прямо на её территории монументом в честь ВОВ, если внимательно вглядываться, то угадываем силуэт солдата с ружьём, а из окна трамвая – стоунхендж какой-то.

93.44 КБ

    Дальше трамвайная колея становится такой узенькой, и снег по обеим сторонам рельсов столь массивно возвышается над путями, что трамвай начинает со страшным звуком скребышить об наст, и не верится, что до этого здесь уже проходил состав, и возникают сомнения в крепости корпуса и прикреплённых к нему более мелких трамвайных запчастей.

    Местность становится, соответственно, более безлюдной, мы проезжаем промзону. С остановки на нас глядит загадочная аббревиатура ОСПФ – как ни пытаемся расшифровать её не можем – в общем, ситцепечатная фабрика сие, а коварная буква «о», столь долго морочившая мне голову, оказывается ни что иное, как "отделочная". Проезжаем мимо ж/д полотна и конечной станции ногинского ответвления – Захарово. Переезжаем мост через Клязьму и попадаем в посёлок Ленина.

    Там любуемся замёрзшим, но в потенциале весьма и весьма широким и длинным Черноголовским прудом, если быть более точной, то это небольшое водохранилище на речке Черноголовке, наполнение которого началось еще в начале 19-го века и связано со строительством мукомольной мельницы. А владели той самой мельницей на той самой реке те самые купцы Морозовы. На левом берегу пруда был разбит парк и построен летний домик, а на правом – были купальни. Позже, в начале XIX века, на левом берегу, за парком, был построен велотрек с трибунами, сделавший город центром велоспорта, сегодня в этом месте - городской спортивный комплекс. На правом берегу уже в советское время выстроена моторно-лодочная станция ДОСААФ (ныне РОСТО), и пруд стал местом проведения чемпионатов по водномоторному спорту среди юношеских команд. Ясное дело, что берега водоёма — излюбленное место отдыха населения северо-восточной части города. Летом здесь, если верить интернету, катаются на лодках и катамаранах, а по берегам местные жители устраивают пикники и, очевидно, жарят шашлыки. Популярен водоём и для отдыха с рыбалкой.

    В средней и верхней части пруда расстояние до жилой зоны, составляющее от половины до километра, заполнено сосновым и смешанным лесом, ставшим для местных жителей большим парком. Вдоль каждого из берегов протоптаны тропинки, используемые не только для прогулок, но и как проходы между районами города, в зимнее время тропинки образуются и на льду.

    Обитаем пруд до чрезвычайности – начиная от огромных армий различных лягушек, тритонов и ящериц и заканчивая изредка забегающими из ближайших лесов зайцами и лисицами. Ну и классические уточки вроде как водятся, а в самом пруду цветут кувшинки. В общем, летом ехать сюда тоже стоит.

    Но вернёмся к нашему трамваю. Доезжаем до улицы Текстилей (тоже довольно забавное название и очень советски-стахановское какое-то), проезжаем «Фабрику стульев», которая, как выяснилось, делает много чего другого, но называется почему-то узко-специализированно, стульев де и точка.

81.05 КБ

    Узнали по дороге про существование в Ногинске местного Дома художников да еще с прогрессивными выставками, вот к 8 марта развесили работы в стиле «ню», говорят, для женщин местных подарок.

    Очень странную рекламу наблюдали на доме: обыкновенный частный одноэтажный домик, на нём прибит щит, на котором изображены дядечка и тётечка, сидящие за столом друг напротив друга в офисной одежде, и рядышком просто номер мобильного телефона. Можно просто потерятся в догадках, что это: кафе, кадровое агентство, еще какие-то непонятные услуги или вообще клуб ногинских свингеров?!

    От посёлка Ленина доезжаем тем временем до посёлка Октября, где нас, уже и так изрядно подмёрзших в скудно отапливаемом трамвае, и вовсе выпихивают на улицу – ждать разворота. Трамвай уезжает, останавливается где-то в сторонке, что-то стоит там, тётки бродят по салону, совершая какой-то неведомый нам ритуал вагоновожатых. Благо в этот раз ожидание оказалось не столь долгим, как в Истомкино, и уже минут через 5 мы впархиваем в ставший нам уже практически родным состав. Опять странно улыбается бабка-кондукторша, опять скребышит снег в районе ОСПФ, опять начинает попахивать горелыми деталями трамвая, но мы уже не боимся всего этого – ведь уже виднеется поворот к вокзалу и остановке, с которой почти 2 часа назад мы стартовали в наше большое трамвайное путешествие. Возвращаемся к кияке и, пользуясь удлинившимся световым днём, успеваем выехать из Ногинска до сумерек. Уезжаем с мыслью, что пока не можем сказать ему «прощай!» в отличие от многих других посещенных городов и городков.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments